В Актобе снесут 37 зданий

Автор:
В Актобе снесут 37 зданий

Пристройку к ресторану «Астория» уже начали демонтировать. На очереди станция техобслуживания «Актобе-Моторс», киоски вокруг Центрального рынка и постройки на площади перед железнодорожным вокзалом.

Сносят часть ресторана

– В ближайшие полгода в Актобе снесут 37 коммерческих объектов, – говорит аким города Актобе Архимед Мухамбетов. – Хозяева части из них брали разрешения на установку павильонов, а сами залили фундамент и построили капитальные здания. Они находятся в центре города, например павильон пивного бара.

В четверг власти начали демонтировать первый из коммерческих объектов – пристройку к ресторану «Астория». 

– Я поручил ПК «Актюбгражданпроект» выяснить, выдержит ли здание снос пристройки, – продолжает Архимед Мухамбетов. – Они ответили, что для этого нужно сделать усиление в подвале. В апреле 2008 года в законную силу вступило решение суда о сносе, но судоисполнители его долго выполняли. На последней отчётной встрече с населением города мне вновь задали вопрос об этой пристройке. Аким области поручил мне в ближайшее время заняться рестораном «Астория».

– В чём необходимость сноса пристройки?

– По генеральному плану города 1970-х годов улица Маресьева прерывается в районе спорткомплекса «Юность». В 2006 году подписали новый генплан, улица Маресьева стала магистральной. Она будет тянуться от проспекта Алии Молдагуловой до проспекта Мира. Мы должны соблюдать генплан. Во время ярмарок и футбольных матчей в этом месте большое скопление машин, люди не могут ни приехать, ни уехать. После ремонта тут заработал бассейн, действуют торговый дом и спортивный комплекс «Юность». Учредитель компании дал своё согласие. Мы с ним несколько раз всё обдумали, приняли совместное решение. От проспекта Алии Молдагуловой до улицы Сатпаева мы обязательно сделаем большую современную дорогу. На реализацию проекта дороги потребуется более 40 миллионов тенге. Мы обязательно проведем тендер по ремонту этой улицы, построим там новый тротуар. Для прокладки четырёхполосной магистрали придётся передвинуть автостоянку на 3 метра вглубь. Фирма, которая выиграет тендер, на законном основании выполнит всю эту работу. Мы должны создать все условия для передвижения горожан.

Редакция связалась с директором ПК «Спорт-Сувенир» Александром Ивановым.

– Эту землю мне выделяли под строительство ещё в 1989 году, – рассказывает владелец ресторана «Астория». – Второй участок выделяли для озеленения. Землю я получал на законном основании и использовал по назначению. Пока о компенсации затрат со мной не вели переговоры, но я надеюсь получить в счёт земли, которую у меня забрали, другой участок.

В среду журналисты застали возле ресторана «Астория» проектировщиков.  

– Мы хотим сделать тут 4-полосную дорогу, – говорит главный инженер проекта ТОО «Запказжелдорпроект» Георгий Тренкин. – По пути много «заковыристых» мест. Придётся демонтировать забор ресторана, сносить кирпичный фундамент начала строительства возле ЦУМа, убирать прожекторы. По обе стороны от дороги нужно сделать тротуар шириной в 1 метр.

Один из авторов генплана председатель ПК «Актюбгражданпроект» Аубакир Ажгалиев считает расширение улицы Маресьева жизненной необходимостью.

– Количество автомашин в городе по сравнению с периодом последних 30 лет выросло почти в 3 раза, – говорит Аубакир Ажгалиев. – Улица Маресьева должна стать дублёром проспекта Абилкайыр хана. Слова о том, что ресторан «Астория» после демонтажа пристройки рухнет, – отговорки. Это крыльцо – декоративный элемент. Мы делали проект ресторана «Астория» и знаем, что здание без крыльца не рухнет. Да, земля выдавалась на законных основаниях, но для государственных нужд имеют право проводить такие работы. К примеру, в Атырау сносят целиком жилые кварталы, чтобы расширить улицы и сделать мост. А у нас как только закроют на ремонт Абилкайыр хана, сразу на других улицах скапливается транспорт. Генплан города подписали все министерства, утвердило правительство. Оспаривать этот документ нет смысла.

СТО-шники станут безработными

Очередной объект для сноса – СТО «Актобе-Моторс». Сегодня там работают не меньше 15 человек. На СТО проводят кузовные работы, часть большого здания отдают в аренду под склады. В среду, когда мы побывали в «Актобе-Моторс», вывозили товары со складов. Редакция созвонилась с владельцем СТО «Актобе-Моторс». Он сказал, что не в курсе планов о сносе здания, находится за пределами города и не готов высказать свою точку зрения.   

– Решение суда по СТО «Актобе-Моторс», которая находится на объездной трассе, вступило в силу, – говорит аким города Архимед Мухамбетов. – Теперь выбираем, кто его снесет – строительная компания или сам застройщик. Наводить порядок тут будем 2-3 месяца. Проблема в том, что СТО строили из материалов низкого качества, бывших в употреблении. На некоторых из них обнаружили даже завышенный уровень радиации. Когда половину объекта возвели, «Актюбгражданпроект» отказался его сопровождать, так как находиться в здании опасно. Землю мы изымать не собираемся. Предприниматель может построить там другую СТО, развлекательный комплекс или автозаправку.

– При строительстве зданий из материалов, бывших в употреблении, мы должны комиссионно обследовать каждый узел, – комментирует председатель ПК «Актюбгражданпроект» Аубакир Ажгалиев. – Если завтра конструкции не выдержат и рухнут, может упасть всё здание. Можно, конечно, СТО разобрать, усилить узлы и собрать вновь, но это большие затраты. Легче снести и построить из новых материалов.

Очистят площади

– У нас на очереди снос незаконно построенных объектов на площади железнодорожного вокзала, в районе Центрального рынка и рынка жилгородка. Последние 7-8 лет там стоят стихийно расположенные павильоны и кафе. Они имеют акт на временное землепользование. Сроки у многих истекли, а участки находятся в антисанитарном состоянии. – Вы сами видите, что человек с багажом вынужден около 100 метров идти от вокзала до такси, к дороге ни проехать, ни пройти, – возмущается председатель ПК «Актюбгражданпроект» Аубакир Ажгалиев. – Раньше автобусы свободно подъезжали к остановке, не было стихийных стоянок. По генплану города основная часть вокзала будет находиться на стороне района Москва, построят ещё один мост над железнодорожными путями. Но это дело будущего. Сейчас стоит задача убрать с площади все киоски и павильоны. Эти места давали людям во временное пользование. Это земли общего пользования, отдавать их в частные руки запрещено.

– Как выглядит в генеральном плане Центральный рынок?

– Все мелкие предприятия нужно объединить под одной крышей и сделать единый крытый рынок, – продолжает Аубакир Ажгалиев. – Со временем там построят компактный многоуровневый крытый рынок с подъездными путями, вроде рынка «Алия». Это освободит большие площади под автопарковку. Когда это сделают, зависит от хозяев рынка, требуются миллиардные вложения.

В садах запрещают  жить

– Я выезжал на богословскую трассу, осматривал дачные участки, так там люди уже скот держат, – высказывается Архимед Мухамбетов. – Это же навоз, а тут центр города! Приехали, купили дачные участ­ки, возможно идёт самозахват земель. Мы будем жёстко наводить порядок на этих территориях. Индивидуальное жилищное строительство разрешено только в местах, отведённых генпланом. Ширина улиц должна составлять 12-16 метров, должен быть пожарный проезд, школы и детсады, коммуникации. Мы в прошлом году привели в соответствие 240 жилых домов. В мае-июне этого года мы продолжим работу.  

– Многие просят дать статус жилья садовым коллективам, потому что людям больше негде жить, – говорит Аубакир Ажгалиев. – Но это невозможно. Если один домик загорится, весь коллектив сгорит, а пожарная машина сюда даже не заедет. Возможно, к упорядочению дачных массивов в масштабном порядке приступят к 2020-2030 годам.

– Где в первую очередь будут сносить объекты?

– В ближайшие 2-3 года ничего сносить не будут, так как наступил кризис. Все строительные организации уже почти лежат. Остались только те, у кого есть хоть какие-то капиталы. В ближайшие годы будут строиться только бюджетные объекты. Строительные организации идут туда не ради высоких прибылей, а чтобы чем-то занять своих работников. Много на них не заработаешь – цена строительства почти на уровне себестоимости. В крайнем случае, могут снести жилые дома частной застройки там, где не могут разместить социальные объекты: школы, детсады, больницы, поликлиники. В любом случае прислушиваются к мнению хозяев этих домов. К примеру, по улице Жамбыла вынуждены были оставить дом. Возможности предоставить его хозяевам жильё в другом месте нет. По этой причине проект переделали в обход жилого дома. На его месте должен был располагаться школьный спортзал.

 В кризис недвижимость дороже денег

– В советские времена и медицина, и образование были бесплатными, сейчас люди стараются обезопасить будущее своих детей, вкладывают деньги в недвижимость, – говорит эксперт на рынке недвижимости с 20-летним стажем нотариус Светлана Балпеисова. – Деньги могут девальвировать, деноминировать или что-то ещё с ними случится. Недвижимость ценна во все времена. Сейчас продают недвижимость только те, у кого есть долги по кредитам перед банками. Люди пытаются раньше рассчитаться и спать спокойно. Сегодня нет никаких гарантий устойчивости денег, в какой бы валюте они ни были. Завтра деньги могут превратиться в никому не нужные бумажки. 

Владельцам 10 соток не стоит беспокоиться

– Ходят слухи, что если человек за 2 года не может построить дом на участке, выделенном под индивидуальное жилищное строительство, землю заберут. Сейчас у людей нет денег на строительство. Как быть?  

– Если земельный участок выдали в частную собственность, он не подлежит к изъятию, – говорит аким Актобе Архимед Мухамбетов. – Если индивидуальное жилищное строительство идёт вразрез с генпланом, то вам предоставят другой участок и дадут компенсацию в случае постройки объекта. Изъятий участков, выделенных под индивидуальное жилищное строительство, у нас не было. Разве что 2 года назад в посёлке Акжар-2 мы изымали первый ряд, выданный без генплана и проекта детальной планировки. Мы предложили людям равноценные участки. Население может не беспокоиться. Когда появятся деньги, тогда и построят дома. 

 Главные задачи

– При назначении меня на эту работу аким области Елеусин Сагиндиков поставил ряд задач, в том числе привести в порядок здания и сооружения, разобраться с незаконным строительством 15 объектов, – говорит аким города Архимед Мухамбетов. – Они не соответ­ствовали санитарным и строительным нормам. Некоторые из них построили на красной линии без разрешительных документов, другие без учёта пожарного проезда. Я поручил своим отделам подать иски в суд. После того как решения суда вступили в законную силу, снесли 9 жилых домов временной постройки в районах Акжар-2, на 41 разъезде, в посёлке Ясный. Мы строго соблюдаем строительные нормы и содержим в хорошем состоянии въезды в город. В течение месяца мы перевезём на богословскую трассу оставшиеся рынки. 

Кто-то теряет бизнес

«Незаконного строительства не будет. Сейчас кризис, кто-то теряет бизнес. Мы смотрим посещаемость объектов, их санитарное состояние. Если они решают вопросы продовольственной безопасности, находим компромисс. Но объекты, которые портят архитектурный облик, придётся снести».

— Архимед Мухамбетов, аким Актобе

Интересная новость? 0 Добавить в закладки
Добавить комментарий
  • Уважаемые пользователи! Оставляя комментарии, проявляйте уважение и толерантность к мнению других посетителей. Просим вас избегать сообщений, приводящих к разжиганию конфликтов, расистских высказываний, оскорблений, провокаций и дискуссий, не относящихся к теме статьи. Ссылки на сторонние ресурсы в комментариях запрещены. Такие сообщения будут удаляться, а их авторы будут забанены.